Эксперт по предмету «Архитектура и строительство». С нами работают преподавателей из областей знаний. Мы публикуем только качественные материалы.
Крестово-купольный храм. Происхождение и особенности
Когда в X веке киевский князь Владимир Красно Солнышко крестился сам и начал утверждать новую веру по всей Руси, то, в первую очередь, он приказал на местах капищ древних языческих святилищ повсюду рубить церкви. Образцом для храмового зодчества православной Киевской Руси, естественно, послужила византийская культовая архитектура. Эти столбы формально делили интерьер храма на ячейки, из которых особенно важное символическое значение имели четыре — примыкавшие со всех сторон к подкупольному пространству и образующие форму равноконечного греческого креста. Купол в глазах верующих являлся венцом не только самого строения, но и венцом мироздания.
Возникла в Византии. Вопрос о времени появления крестово-купольной системы остаётся спорным. По мнению А. Комеча, крестово-купольная система существовала уже в 5 веке церковь Осиос-Давид в г. Фессалоники, перестроена , сформировавшись на основе крестообразных в плане культовых центрических построек баптистериев, мартириев. Согласно другой точке зрения, она складывалась на протяжении века в ходе эволюции купольной базилики, некоторое время сосуществуя с этим архитектурным типом, впоследствии вышедшим из употребления.
- Крестово-купольный храм, пожалуй, один из самых распространенных до настоящего времени типов зданий христианских церквей.
- История строительства на Руси каменных крестово-купольных храмов началась с возведения в Киеве Десятинной церкви — гг и продолжается в XXI веке в связи с активным церковным строительством по всей России как восстановлением разрушенных за годы советской власти храмов, так и проектированием новых соборов и церквей. Техника каменного строительства и архитектурная типология были заимствованы Древней Русью из Византии.
- Добрый день, дорогие друзья!
В предлагаемом читателям научном труде академика Российской академии художеств С. Перед читателями раскрывается цельная картина типологического генезиса зодчества Древней Руси — от его византийских и романских истоков до исключительного разнообразия XVI и XVII вв. Рассмотрен ряд существенных методологических проблем изучения специфики и символики церковной архитектуры. На основе новейших архитектурно-археологических и актовых данных предлагается общая классификация церковного зодчества Древней Руси по базовым типологическим признакам.